Инновационный артефакт как продукт будущего
Можно предположить, что престижным и привлекательным будет все оригинальное, инновационное, редкое, непонятное. Чем дальше, тем больше в этой роли будут выступать новейшие технологии. Они и будут привлекать людей, как маленьких детей яркие игрушки. Современные технологические возможности тесно соединяются с неизбежно растущим спросом на нашу жизнь, отдых и комфорт, и дадут новую мощную волну инновационных разработок.
В научном мире содержатся интересные работы, рассматривающие искусственные объекты в качестве самостоятельного предмета изучения. Основные труды написаны археологами, искусствоведами, музееведами и многими другими исследователями культуры, однако эти источники носят больше описательный и герменевтический характер, а объекты рассматриваются преимущественно с эстетических или исторических аспектов. Известными работами, посвященными разработке «теории искусственного объекта» можно назвать диссертацию А.Б. Красноглазова «Функционирование артефакта в культурно-семантическом пространстве»; сборник трудов «Онтологии артефактов», созданный по материалам международной конференции (Москва, 2010); различные публикации культурологов, философов и социологов. Среди постмодернистских философов яркими трудами по исследованию предметов человеческой деятельности можно назвать книгу Ж. Бодрийяра «Система вещей» или М. Фуко «Слова и вещи».
В диссертации А.Б. Красноглазова. в качестве элементарной единицы искусственного мира выделяется понятие «артефакт», понимая под ним «любой искусственно созданный объект равно как физический, так и идеациональный». Автор также вводит понятие «культурно-семантическое поле», которое «порождается скоплением однородных артефактов и одновременно детерминирует их формирование и интерпретацию». А.Б. Красноглазов предлагает различать «предметные артефакты» (строения, инструменты, живописные произведения, и т. д.) и «артефакты второго порядка» (научная теория, правовая норма, образ картины, литературный персонаж и т. д.), т. е. реализацию предметного образа. Э.А. Орлова предлагает разделять артефакты в соответствии с функциональными характеристиками на следующие классы: 1) вещи, используемые для организации предметно-пространственной среды и для жизнеобеспечения; 2) объектированные образы и идеи, заполняющие символическое интерсубъективное пространство и используемые в процессах коммуникации; 3) технологии, выполняющие инструментальные функции при продуцировании других классов артефактов; 4) регулятивные образования, поддерживающие процессы взаимодействия и коммуникации; 5) оценочные критерии, позволяющие ранжировать другие классы артефактов, социальные отношения и их участников, социокультурные события, состояния социальных систем.
Ж. Бодрийар вводит и описывает понятие «технемы», как постоянно эволюционирующие элементы. Известный американский генетик Р. Докинз вводит другой термин — “meme” (от греческого μίμημα — «подражание», «имитация»; в русском варианте «мем или мим»), обозначающий репликатор, культурный ген, распространяющийся копированием через человеческий мозг с помощью подражания, в виде идей (мысли, мелодии, изобретения, тексты). На наш взгляд, категория «артефакт» включает в себя все объекты, созданные человеком: вещи, «технемы», а также предметы нематериальной («духовной») культуры — мысли, идеи, запреты, сказания и т. д.
Можем констатитровать, что теорий исторического развития артефактов как таковых практически нет, зато есть не-объятное море концепций развития разных областей техники и технологий (от вооружений до агрокультуры и информационных систем), концепций развития изобразительного искусства, архитектуры, градостроения и проч. А ведь все это сферы производства артефактов.
Вообще, термин «артефакт» заимствован культурологами из археологии, и первоначально использовался в философских науках с целью подчеркнуть отличие искусственного, созданного человеком предмета или орудия от природных объектов. Археологи подразумевают под артефактом продукт индивидуальной деятельности человека (противоположно «строению» — результату семейной или групповой деятельности, «памятнику» — продукту деятельности общины, «региону» — совокупности предметов произведенных группами людей).
Культурологи расширили традиционное понятие «артефакт», и выделяют его в отдельную категорию «культурный артефакт». Так, А.Я. Флиер определяет культурный артефакт как «интерпретативное воплощение какой-либо культурной формы в конкретном материальном продукте, поведенческом акте, художественном произве-дении, информационном сообщении или оценочном суждении».
Некоторые зарубежные философы придают артефактам онтологический статус, отмечая, что «в отличие от естественных объектов артефакты обладают сущностью, природой, зависящей от умственной активности», и что «артефакты на самом деле изменяют не только круг наших возможностей, но и нас самих».
При рассмотрении понятия «инновационный артефакт» необходимо обозначить еще одно фундаментальное понятие — «знак». В информационных процессах знаки являются элементарными носителями информации, ко-торые объединяются в знаковые системы — элементарные базы данных. Информация об артефакте передается с помощью знаков, поэтому «знак» в некотором роде является «геномом» артефакта, а значит и культуры вообще. Многие лингвисты и биологи отмечают поразительное структурное сходство естественного языка с генетическим кодом. Например, известный ученый Роман Якобсон утверждал, что «язык — это единственная подлинная наследственность, которая сосуществует с молекулярной наследственностью, …которая вполне может использовать в качестве модели этот второй тип наследственности». Следовательно, категория «знак» объединяет органический мир с миром искусственным и является структурным элементом артефакта, участвуя в передачи информации.
Предметом данной статьи является механизм концептуализации в мире XXI века понятия «инновационный артефакт», под которым понимается материальный объект, созданный человеком и предназначенный для определённой цели (улучшения жизни человека).
Инновационный артефакт, будь то феномен техники или культуры, являясь результатом творческой преобразовательной деятельности человека, и может быть представлен как конституирующий элемент, связующий в единое целое различные сферы социального пространства. Ключевые слова: инновации, артефакт, технологии, естественное или искусственное, концепт, будущее, ноу-хау.
Проблематика инновационных артефакта является определяющей для раскрытия дихотомии простоты и сложности, дискурсивно заполняющей всё социальное пространство современности и выступающей конечным основанием многих аспектов социальной динамики: будучи комплексно встроеными в сложные социальные связи, артефакты представляют подвижное, трудно уловимое и обычно скрытое в глубинах сознания как простое, устойчивое и доступное, открывая возможности синтеза «в единой интегрирующей онтологии». Основанием для её построения может служить искусственность самой социальной действительности.
Выявление единицы, «атома» сферы искусственного открывает возможности интерпретации значимых социальных проблем в контексте пространственно-средового подхода, где предметное поле артефакта определяется, в первую очередь, его пограничной сущностью. Можно говорить о ярко выраженном интересе к артефакту как феномену предельного основания человеческого бытия. Стирание грани между искусственным и естественным, невозможность разглядеть в современном мире то, чего ещё не коснулась рука человека и является той частью, которая попадает в центр рассмотрения данной статьи. Концептуализация «инновационного артефакта» даёт возможность комплексного раскрытия характеристик социального и антропологического, органического и неорганического, функционального и нефункционального.
Согласитесь, с момента реализации изобретение начинает обособляться от изобретателя, становится чем-то чуждым и в значительной мере противостоящим творческому началу. Конечность и ограниченность инновационного артефакта выступает как воплощение конечности и ограниченности нас самих, и искусственное, в первую очередь – инновация, технология или техника, задуманное как вспомогательное практическое устройство, становится востребованным, прежде всего – с точки зрения мышления и духа. Умение видеть присутствие человека становится главным ориентиром понимания инновационного артефакта.
Инновационные артефакты составляют прекрасное предметное поле, своего рода «полигон технологий» для дальнейших разработок и исследований. Они имеют пограничный характер, совмещают в себе характеристики природы, социального мира, культуры и ментальности. Артефакты могут быть рассмотрены изолированно, но при этом они явно встроены сложным образом в общество и сложные социальные связи. Таинственные, подвижные, трудно ухватываемые и обычно скрытые явления, связанные с человеческим сознанием, субъективностью, интенциями, в артефактах зачастую представлены как нечто простое, устойчивое и открытое для наблюдения и изучения. Эта простота, наглядность и очевидность могут оказаться обманчивыми, но это и делает данную предметную сферу плодотворным полем для инновационных разработок.
Выводы:
1. Инновационный артефакт обладает некими позитивными свойствами, удовлетворяющими человеческие потребности, и негативные свойства (помехи, ущерб, угрозы и проч.). Но общая направленность исторического развития артефактов состоит в увеличении позитивных свойств известных артефактов (например, в скорости средств передвижения и связи, телепортации, нанотехнологий), в изобретении новых артефактов с новыми позитивными свойствами, а также в ограничении негативных свойств (безопасность использования, уровня загрязнений и т. д.).
2. Каждый инновационный артефакт, когда либо был изобретен, модифицировался и производился в результате творческой и рутинной деятельности человека, обладающего соответствующими способностями, знаниями, умениями, мотивацией. Все потребности в артефактах имеют психологическую природу. Таким образом, развитие артефактов в целом определяется развитием человеческой психики. В истории развиваются как знания и умения, так и потребности, мотивы, желания людей, соответственно, развиваются и инновационные артефакты, которые отвечают этим потребностям и которые люди научились производить.
3. Ярким наглядным примером инновационного артефакта, объединяющей разные парадигмы, представляется атлас географических карт (материальный артефакт, между прочим), включающий не только физические и политические карты, но также карты геологические, карты фауны и флоры, экономические, демографические, языковые, конфессиональные и т. д. На каждой такой карте изображаются явления различной природы, но все карты совместимы благодаря инвариантной структуре: очертаниям материков, береговой линии, крупнейших островов, озер, рек, городов, горных массивов. Или вспомните известную карту Пири-реиса XVI века, в которой указана береговая линия материка!
4. Инновационные артефакты - это объекты техникологической теории: самолеты, автомобили, компьютеры, мосты, дороги и т.п. При желании охарактеризовать их более подробно следует обратиться непосредственно к концептам, которые фигурируют в той или иной техникологической теории. Любой артефакт есть совокупность некоторых признаков. Данное обстоятельство представляется достаточно очевидным, а споры вызывает статус этих признаков, их принадлежность то ли непосредственно артефактам, то ли людям, проектирующим, изготовляющим и использующим технические устройства.
А как считаете вы?